Основные подходы в отечественной психологии.
Это, во-первых, знаковый, речевой подход и, во-вторых, субъектно-деятельностный. Оба они конкретизируют соответственно два очень общих принципа:
1) вначале было слово (по Библии);
2) вначале было дело (die Tat, согласно Гете).
В основе знакового, или знаково-речевого, подхода, идущего в XX в. от немецкого философа Э. Кассирера (1874-1945) и российских ученых М.М. Бахтина (1895— 1975), Л.С. Выготского (1896-1934) и др., лежит идея о том, что люди и их психика отличаются от животных благодаря языку, речи (понимаемых как система знаков), символам и т. д.
Деятельностный подход, разработанный в психологии российскими учеными С.Л. Рубинштейном (1889-1960), А.Н. Леонтьевым (1903-1979) и др., опирается на идею о том, что люди и их психика развиваются прежде всего на основе изначально практической деятельности (игровой, учебной, трудовой и т. д.). Такая деятельность — один из важнейших уровней взаимодействия с действительностью. Созданная Рубинштейном и его учениками (К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским и др.) психологическая теория называется субъектно-деятельностной, поскольку в ней раскрываются особенности субъекта и его деятельности.
Субъект — это человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т. д.; творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути; тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной и т. д. В самом полном и широком смысле слова субъект — это все человечество в целом, представляющее собой противоречивое единство субъектов иного уровня и масштаба: этносов, различных общностей, классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом. Субъект взаимодействует с другими людьми прежде всего как с субъектами, а с вещами и предметами — как с объектами. Объект выделяется внутри бытия только субъектом в ходе деятельности и общения и потому существует лишь для него, т. е. нет объекта без субъекта. Субъект и его психика — это не две системы, а одна. Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные психические свойства и вообще формы активности, а сам человек — деятельный, общающийся и т. д. Целостность субъекта есть основание для системности всех его психических качеств — часто весьма противоречивых, не всегда гармоничных и т. д. Субъект — качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процесса, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности, общения и т. д. Таким образом, субъект — важнейшее из бесконечно многообразных противоречивых качеств человека.
4.1.2. Исходные основания субъектно-деятельностной теории
Рубинштейн выдвинул и начал разрабатывать свой деятельностный подход в философии, психологии и педагогике уже на рубеже 10-20-х гг. Например, в 1922 г. он опубликовал свою статью «Принцип творческой самодеятельности» [30, 33]. В этой новаторской программной статье заложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется субъектно-деятельностным. Его сущность была выражена в 1922 г. следующим образом: «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» [33, с. 438]. В этой статье деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями:
1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; не может быть бессубъектной деятельности;
2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной;
3) она — хотя бы в минимальной степени — всегда творческая и
4) самостоятельная. Самостоятельность здесь вовсе не противостоит совместности. Напротив, именно в совместной деятельности реализуется ее самостоятельность. Рубинштейн уже в 1922 г. исходит из того, что, например, учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником. Под деятельностью здесь понимается не Activite, не Activity, не Aktivitat, a Tatigkeit, т. е. целенаправленное, сознательное, изначально практическое преобразование природы и общества субъектом, а тем самым и себя (своей психики и т. д.). Иначе говоря, именно сам человек создает условия для своей жизни (орудия производства и производственные отношения, нравы, обычаи, жилище, транспорт, эстетику быта и труда и т. д.), а животное лишь использует то, что находит в готовом виде в окружающей природной среде. (Последний термин не подходит поэтому для характеристики внешнего мира человека.) Следовательно, Tatigkeit специфична лишь для людей, а для животных характерна только Aktivitat. К сожалению, во французском и английском языках нет слова, прямо соответствующего русскому слову «деятельность» и немецкому «Tatigkeit». Последнее понятие было глубоко разработано в немецкой классической философии, а потом в ранних философских рукописях молодого К. Маркса, впервые опубликованных лишь в 1927-1932 гг.
Рубинштейн использовал для развития своей теории все ценное, что было в концепции деятельности у Гегеля, а потом и у Маркса. Вместе с тем он видел и определенные недостатки в философских системах того и другого. Например, он критиковал позицию Гегеля, выразившуюся в сведении человека к самосознанию, и общую исходную идею Маркса о том, что бытие определяет сознание [33].
Социальность. В таком контексте тогда и теперь особенно остро стояла и стоит проблема социальности человека, его деятельности, психики и т. д. В психологической науке в России и за рубежом на протяжении последних более чем ста лет вплоть до настоящего времени самое широкое распространение получили три очень общие трактовки социальности людей и их психики. Быть может, наиболее влиятельными и поныне остаются теория французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.) и ее многочисленные современные модификации и ответвления. Сюда отчасти относится, например, новейшая теория социальных представлений, разработанная Сержем Московичи и его учениками и последователями (В. Дуаз, Д. Жодлэ, Е. Дрозда-Сеньковска и др.) [21, 39, 40].
С точки зрения создателей французской социологической школы, социальность сводится преимущественно к идеологии, к коллективным представлениям, вообще к сознанию (общественному). Такая точка зрения перспективна постольку,
она учитывает качественные, а не одни только количественные изменения человеческой психики в ходе социально-исторического развития. Особенно существенно, что все это историческое развитие сознания, по мнению французских авторов, в принципе не может быть сведено к развитию индивида и индивидуального сознания; оно связано с изменениями всего общества, всего общественного строя. Эти положительные стороны данной концепции социальности учитывали и разрабатывали дальше многие социологи и психологи (например, ранний Ж. Пиаже, поздний Л.С. Выготский и др.).
Вместе с тем указанная концепция имела существенные недостатки. Их преодолевали ученые, использующие и развивающие наиболее перспективные положения философии К. Маркса — прежде всего учение раннего Маркса о духовно-практической сущности человека (см. об этом, например, работы С.Л. Рубинштейна, Э. Фромма и др., а также дикуссию «Психология и марксизм» [3, 27, 29, 33, 38]). С таких позиций была разработана принципиально иная концепция социальности, во многом альтернативная той, которую представляют Дюркгейм, Леви-Брюль и их многочисленные последователи. В наиболее систематической разработке этой новой концепции социальности применительно к психологической науке особенно большую роль начиная с 30-х гг., сыграл Рубинштейн. Подводя итоги своему позитивному и критическому анализу психологической концепции французской социологической школы, он справедливо подчеркивал в 1935 г.: «Из социальности таким образом выпадает всякое реальное отношение к природе, к объективному миру и реальное на него воздействие — выпадает общественная практика» [31, с. 136]. Так «социальность сводится к идеологии» и «всю психику индивидуума определяют «коллективные представления», которые в него внедряются обществом» [там же].
Преодолевая этот существенный недостаток, Рубинштейн и его ученики теоретически и экспериментально разработали в психологии субъектно-деятельностный подход и соответствующую концепцию, согласно которой человек и его психика формируются и проявляются в ходе изначально практической, а затем и теоретической, но в принципе единой деятельности. (всегда социальной, творческой, самостоятельной и т.д.). Здесь исходной основой для развития социальности выступает совместная практическая деятельность в единстве со всей психикой человека — общественным и индивидуальным сознанием и бессознательным. Субъектом такой деятельности являются человечество в целом, а внутри его — различные общности людей и индивиды, взаимодействующие друг с другом [1, 3, 5, 27, 33].
Наконец, начиная с 20-30-х гг. и до сих пор разрабатывается еще одна концепция социальности, идущая отчасти от Ф.ердинанда де Соссюра, а затем от Э. Кассирера, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского и др. (если ограничиться только XX в.). По их мнению, она не сводится к двум предыдущим концепциям, поскольку главным фактором социальности признается знак, символ, речь и т.д., отличающие людей от животных. Например, согласно точке зрения Кассирера, язык как система знаков является основным средством или инструментом психического развития людей; язык и речь играют ведущую роль в опосредствовании такого развития. По мнению Выготского, именно знак (прежде всего речевой) и способ его употребления составляют «производящую причину» возникновения у детей высших (т. е. опосредствованных, культурных, социальных, специфически человеческих) психологических функций. Такова суть знаковой концепции социальности. Среди специалистов сейчас нет единства взглядов по вопросу о том, как квалифицировать эту речезнаковую теорию. Одни считают ее разновидностью вышеупомянутой психологической концепции французской социологической школы (см., например: [11, 21, 22, 27]), а другие, напротив, видят в ней источник или реализацию деятельностного подхода, вообще деятельностной парадигмы (см., например, [11, 14]').
'С середины 1930-х и до середины 1970 гг. А.Н. Леонтьев полагал, что теория Выготского существенно отличается от теории деятельности, но в конце 70-х гг. он неожиданно изменил свою позицию на противоположную. По его мнению, Выготский «сумел увидеть, что центральной категорией для марксистской психологии должна стать предметная деятельность человека» [17, с. 41].
Если бы проблема речи и языка разрабатывалась только с позиций знакового подхода (в смысле Выготского и др.), то он закономерно дополнял бы субъектно-деятельностный подход Рубинштейна и его школы. И тогда особых трудностей в их соотнесении и сравнительном анализе вообще могло бы не возникнуть. Дело, однако, в том, что субъектно-деятельностная концепция тоже раскрывает фундаментальную роль общения (и соответственно языка и речи как важнейших средств общения), но она делает это иначе, по-своему: в соотношении с сенсорикой и изначально практической деятельностью (в частности, познавательной) и другими видами активности людей. Таким образом, проблема языка и речи весьма актуальна и для знакового, и для субъектно-деятельностного подходов (в этом — их общность), но проблематика субъекта и его изначально практической деятельности наиболее существенна только для второго из них, но не для первого (в этом — их различие).
Специальный анализ данной проблемы [3, 5, 7, 22, 27] приводит к выводу, что речь, знаки, символы и т. д. играют, бесспорно, существенную роль в развитии человека, но лишь постольку, поскольку он в начале жизненного пути с момента рождения овладевает ими на основе своих первичных сенсорно-перцептивных, наглядно-действенных, коммуникативных, вообще практических контактов с окружающим миром (людьми, вещами и т. д.). В таком смысле речь вторична по отношению к исходным простейшим практическим действиям ребенка и их сенсорным предпосылкам. Однако для знакового подхода речь как квинтэссенция социальности является в данном случае, наоборот, первичной. Тем самым игнорируется или недооценивается изначальная сенсорная наглядно-действенная, чувственно-практическая основа, необходимая для возникновения и развития речи. Соответственно этому социальность ограничена преимущественно теми отношениями между людьми, которые складываются в плане общественного сознания — в отрыве от практической деятельности (трудовой, игровой, учебной и т. д.). Следовательно, в общей трактовке социальности речезнаковая теория в основном остается на позициях психологической теории французской социологической школы, а не деятельностного подхода.
Субъектно-деятельностный подход и соответствующую теорию можно обозначить как объективный субъектизм (не субъективизм!), поскольку он нацеливает исследователей на все более глубокое изучение объективных закономерностей субъекта и всех видов его активности: деятельности, общения, поведения, созерцания, психического как процесса и т.д.
4.1.3. Мышление как деятельность
Субъектно-деятельностная концепция особенно детально разработана в области психологии мышления. В этом аспекте ее суть наиболее отчетливо выступает при сопоставлении с классическими работами Жана Пиаже, начинавшего их в русле теории социальности, которая идет от Дюркгейма. Например, в начале 20-х гг. ранний Пиаже в своих глубоких исследованиях речи и мышления ребенка открыл много нового в детской психике, в детской логике и т. д. (прежде всего фундаментальный факт эгоцентризма). Но при этом он исходил из общего для тогдашней психологии положения: движущей силой развития детей является не их взаимодействие с материальными объектами (вещами) в ходе изначально практической деятельности, а лишь взаимодействие мыслей, вообще сознания детей и взрослых в процессе их речевого общения. Ранний Пиаже писал: «Таким образом, не вещи приводят ум к необходимости проверки: ведь сами вещи обрабатываются умом. Более того, ребенок никогда на самом деле не входит в настоящий контакт с вещами, ибо он не трудится. Он играет с вещами или верит, не исследуя их.»
Каким же образом рождается необходимость в проверке? Ясно, что столкновение нашей мысли с чужой мыслью вызывает в нас сомнение и потребность в доказательстве» (подчеркнуто мной. —А.Б.) [24, с. 373].
Пиаже справедливо акцентирует действительную фундаментальную роль общения, диалога, простейшей «дискуссии» в умственном, вообще психическом развитии детей дошкольного возраста. Однако это чисто мысленное общение едва ли справедливо противопоставляется материальному взаимодействию детей с познаваемыми материальными объектами (предметами, вещами и т. д.) — игнорируемому или даже отрицаемому Пиаже.
Существенно иначе данная проблема выступает для субъектно-деятельностного подхода. Люди (уже в младенчестве) непрерывно взаимодействуют с вещами и другими индивидами, поэтому вся их психика есть неразрывная взаимосвязь с внешним миром. Исходной генетической основой последней являются сенсорно-практические контакты ребенка с окружающей действительностью, в форме которых возникает и развивается первоначальное общение с другими людьми. Взаимосвязи субъекта с объектами и другими субъектами не исключают, а, напротив, предполагают и опосредствуют друг друга. И тогда процитированная выше исходная идея раннего Пиаже (а также позднего Выготского и многих других психологов) корректируется следующим образом.
Действие. Генетически исходной, первичной формой мышления является не само по себе речевое взаимодействие и тем более не понятийное, не теоретическое мышление, не «столкновение нашей мысли с чужой» как бы в обход взаимодействия с вещами, а простейшее практическое действие. Будучи одним из важнейших компонентов изначально практической деятельности, «непосредственно реально соприкасаясь с объективной действительностью, проникая внутрь ее и ее преобразовывая, оно является исключительно мощным средством формирования мышления, отображающего объективную действительность. Действие поэтому как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем» [31, с. 337]. Такой фундаментальный вывод о первичной форме мышления сделал к 1935 г. Рубинштейн, развивая и конкретизируя свой субъектно-деятельностный подход в психологии.
Мышление зарождается именно в наглядно-действенных ситуациях еще тмладенцев, поскольку в них материальные предметы как бы сопротивляются ручонкам младенцев, поэтому особенно успешно осуществляется саморегуляция деятельности на основе обратных связей. (Хотя этот последний термин в 30-е гг. еще не использовался в современном, обобщенно кибернетическом смысле, мы можем сейчас его применить для интерпретации рассматриваемых теорий и экспериментов того времени. Это тем более правомерно, что уже тогда российские физиологи и психофизиологи П.К. Анохин и Н.А. Бернштейн проводили свои классические исследования саморегуляции, результаты которых в дальнейшем были обобщены, в частности, с помощью понятия «обратная связь» в смысле Н. Винера — основоположника кибернетики.)
Обратная связь в ее традиционной трактовке — это такой универсальный способ саморегуляции, который непосредственно, наглядно, однозначно, очевидным образом сигнализирует, правильно или неправильно (по изначально заданным критериям) осуществляется то или иное функционирование, активность и т. д. у человека, животного и в технической системе (созданной людьми). Напомню любимый пример Анохина: человек хочет пить, он наливает воду из графина в стакан, подносит стакан к губам и т. д. Вся эта система простейших действий регулируется именно обратными связями, очевидным образом (для ее субъекта и для внешнего наблюдателя) сигнализирующими о том, насколько адекватно или неадекватно она выполняется. Таким образом притягательная и в то же время сопротивляющаяся (при ошибочном к ней подходе) материальная реальность как бы учит животных и людей правильному с ней обращению (подробнее см.: [5, 6]).
Поэтому даже младенцы, пытающиеся, например, поставить кубик на кубик, сразу определяют, насколько адекватно они действуют. Следовательно, на начальных этапах простейшей деятельности сенсорно-практические контакты с материальными вещами — обратные связи — вполне доступны младенцам и тем самым способствуют их самообучению. Таков яркий пример проявления самостоятельной деятельности даже у этих крошек. Вот почему будущее мышление зарождается именно в форме простейших практических действий, когда маленькие дети еще не овладели даже самой элементарной речью.
По мнению многих психологов, мышление в онтогенезе проходит три основные стадии: сначала наглядно-действенное (зародыши которого, как мы видели, возникают уже у младенцев), потом наглядно-образное и, наконец, понятийное (теоретическое). Наглядно-действенное мышление неразрывно связано с сенсорно-перцептивными процессами (ощущениями, восприятиями, представлениями). В ходе общения маленьких детей друг с другом и со взрослыми сенсорика и перцепция в процессе практического взаимодействия с предметами генетически предшествуют даже самым первым детским словам, вообще овладению речью. Вначале младенцы и маленькие дети сенсорно-перцептивно и практически взаимодействуют с окружающей действительностью, с теми или иными людьми и вещами; соответственно они создают свои первые сенсорно-перцептивные образы этих людей и вещей. И только потом, вторично, на наглядно-действенной основе начинают формироваться простейшие значения слов, обозначающих то, что уже хотя бы частично освоено чувственно-практически. В таком смысле вначале было не слово, а дело. Иначе говоря, слово, вообще речь в процессе общения изначально зависят от исходных сенсорно-практических контактов младенца с внешним миром, и только потом, вторично, она оказывает на них все возрастающее влияние. Это показали результаты многочисленных экспериментов российских психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца ГЛ. Розенгарт-Пупко, Ф.А. Сохина и других, подтвердившие и развившие вывод, сделанный еще в 1935 г., о генетически исходной форме мышления — практическом действии.
Здесь уместно отметить и весьма существенную эволюцию теории Пиаже. В 30-е гг. он тоже (независимо от российских авторов деятельностного подхода) приходит к выводу о принципиально важной роли практических действий в развитии человеческого интеллекта. Наблюдая за собственными детьми со дня их рождения, экспериментируя с ними и обобщая эти эмпирические данные, он обнаружил, что не само по себе речевое общение в чисто умственном плане, а сенсорно-моторные операции (действия) вместе с наглядной интуицией являются исходной формой мышления, которое лишь потом развивается в форме конкретных, а затем и формальных операций [25]. (Этот вывод нисколько не умаляет фундаментальную роль общения в психическом развитии детей и взрослых.)
Однако теоретико-экспериментальные исследования, проведенные с позиций субъектно-деятельностной теории, показали, что традиционное понятие обратной связи как способа саморегуляции, одинаково присущего и животным, и людям, и техническим системам, именно в силу такой универсальности не раскрывает специфики детерминации человека как субъекта на высших уровнях его бытия (теоретическое мышление, свобода, совесть и т. д.). На указанных уровнях человеческой активности нет изначально заданных эталонов, сигналов, сигнальных раздражителей, сигнальных связей, которые непосредственно и однозначно, с наглядно-чувственной очевидностью «удостоверяли» бы адекватность или неадекватность деятельности, поведения, общения и т. д. субъектов. По мере того как человек поднимается на более высокие уровни своего бытия, он формирует и развивает все свои психические процессы и свойства, в частности наиболее сложные, изначально не данные критерии для самооценки собственных поступков, действий, мыслей, чувств и т. д. Это означает, что обратные и вообще сигнальные связи (выражающие только простейшие, а вовсе не любые зависимости между функционированием и его результатами) необходимы, но недостаточны для детерминации субъекта — вопреки традиционому понятию обратной связи [б].
4.1.4. Человек в соотношении с раздражителями, объектами и другими субъектами
Рубинштейн, Леонтьев, их ученики и современные последователи раскрыли состав, строение, структуру деятельности как взаимодействия субъекта с объектом. Люди взаимодействуют с внешним миром на разных, но взаимосвязанных уровнях.
Окружающая действительность объективно выступает для человека на разных стадиях его активности соответственно в различных качествах: как система (безусловных) раздражителей, сигнальных (условных) раздражителей, объектов и субъектов (вообще индивидов). Раздражитель — это внешний толчок, который более или менее однозначно «запускает» в ход адекватные ему реакции и рефлексы (зрачковый рефлекс в ответ на изменение освещения, сосательный рефлекс новорожденного в ответ на тактильный контакт с материнской грудью и т. д.).
Условные (сигнальные) раздражители, по мнению И.П. Павлова, вызывают соответствующие условные рефлексы (например, свет + пищевое подкрепление). По Павлову, психика возникает у животных и человека вместе с условными рефлексами. (Эту идею разработали Леонтьев и Запорожец.) Иначе говоря, сигнальные (условные) рефлексы суть не только физиологический, но уже и психический уровень взаимодействия индивидов с окружающей действительностью.
Объект (в отличие от безусловного и условного раздражителей) — это еще более высокий и сложный уровень взаимодействия с внешним миром, свойственный, строго говоря, только людям.
Но для животных окружающая среда — это преимущественно система не объектов, а раздражителей (в том числе сигнальных, означающих переход от физиологического к психофизиологическому уровню взаимодействия с действительностью). Приведу пример из новейшего экспериментального исследования поведения лосихи во время и после родов в условиях, максимально приближенных к естественным [4, 15]. Эксперименты показали, что в первые дни лосиха охраняет не детеныша, а место родов (даже в тех случаях, когда новорожденного у нее отобрали). Уведенная с места родов, лосиха стремится туда вернуться. Но при попытках воссоединить мать с детенышем вне места родов лосиха не только не принимала своего детеныша, но часто проявляла по отношению к нему агрессивность, вплоть до битья копытами. Следовательно, в системе взаимосвязанных наследственных и врожденных реакции матери и лисенка друг на друга «выпало» одно из важных звеньев, что сделало невозможным дальнейшую заботу лосихи о новорожденном детеныше. Это яркий пример того, что поведение индивидов (животных) осуществляется именно на уровне реакций (а не действий), обусловленных только раздражителями (но не объектами). Для нормального человеческого индивида (прежде всего для матери) новорожденный всегда выступает не только как система раздражителей, но в первую очередь как объект — полностью вычлененный субъектом из внешней «среды» и потому предстоящий, противостоящий ему и в силу своей существенности инвариантный, независимый, в частности, по отношению к любым наглядно-чувственным характеристикам окружающей действительности. Поэтому здесь в принципе невозможно отвержение новорожденного на уровне реакций (всегда обусловленных лишь наглядно-чувственно).
Для ребенка предмет начинает выступать не только как комплекс раздражителей, но и как объект по мере его вычленения в процессе сенсорно-практической деятельности и устойчивого обозначения словом. Предмет становится объектом в наиболее строгом смысле этого термина, когда сформировано понятие о данном предмете (простейшие понятия начинают образовываться у старших дошкольников и младших школьников). Столь существенное различие между раздражителем и объектом явно обнаруживается также у людей при разнообразных травмах головного мозга.
Поэтому едва ли есть основания утверждать вслед за некоторыми авторами, что первоначально у младенца постепенно возникает деятельность (но еще не общение) или, наоборот, общение (но еще не деятельность). Однако в любом случае на каждой стадии своего формирования и развития эта специфически человеческая активность в ее целостности существенно отличается от поведения животных. Даже когда человек (младенец, ребенок, взрослый) взаимодействует с действительностью как системой (сигнальных) раздражителей, он не низводится до уровня животных, для которых внешняя среда выступает именно в качестве раздражителей. Новорожденный младенец и маленький ребенок в начале своего развития не проходят натуральную, животную, несоциальную стадию (низших психологических функций). Младенец исходно является человеком, который только начинает свой жизненный путь. Можно, вероятно, выделять в его развитии низшие и высшие этапы, но в любом случае не на основании того, что первые якобы являются натуральными животными, несоциальными и только вторые становятся, наконец, социальными, культурными и т. д.
Уже сенсорные и перцептивные уровни взаимодействия индивидов с действительностью (прежде всего с раздражителями и их сигналами) принципиально отличаются друг от друга у животных и людей. Одно из таких различий связано с соотношением сознания и бессознательного. То и другое свойственно именно человеку, потому что только у него психика дифференцируется на оба этих взаимосвязанных уровня; сознание существует лишь соотносительно с бессознательным, т. е. одно без другого невозможно (как объект без субъекта). В этом смысле у животного нет не только сознания, но и бессознательного. У младенца их тоже еще нет, хотя уже начинают формироваться предпосылки для последующей дифференциации (через интеграцию) сознания и бессознательного. Противоречивое динамическое взаимодействие обоих этих уровней психики связано, в частности, с соотношением объекта и (сигнального) раздражителя. В отличие от последнего объект всегда осознан (в той или иной степени).
Сигнальный раздражитель, отраженный в ощущении, может, как известно, не осознаваться в качестве объекта, хотя он при этом выполняет свою сигнальную функцию. Многочисленные эксперименты показали, что испытуемый может адекватно реагировать на чувственный сигнал и вместе с тем не осознавать его. Те или иные компоненты окружающей действительности (предметы, их свойства и т. д.), выступающие вначале как раздражители, могут затем осознаваться, когда они становятся объектами. Это два разных, но взаимосвязанных уровня ощущений:
1) чувстненное отражение неосознаваемых вещей, явлений и т. д. как раздражителей, сигнальных для реакций и других поведенческих актов;
2) последующее осознание тех же вещей и явлений уже в качестве объектов действия и познания, т. е. формирование ощущения и восприятия как образов этих объектов. Сигнальные раздражители опосредствуют взаимодействие между предметом как раздражителем и предметом как является или становится объектом, осознание переживаний, чувств, других психических явлений осуществляется через осознание объекта (людей, вещей, событий и т. д.), с которыми они связаны [33].
Такое понимание принципиального различия между раздражителем (безусловным и сигнальным) и объектом знаменует собой «водораздел» между бихевиоризмом (необихевиоризмом) и деятельностной парадигмой. Для (необихевиористов главное — это все более тщательно изучаемые соотношения между стимулами (раздражителями) и реакциями: S—R. А для «деятельностников» наиболее существенным является более сложный уровень взаимодействия людей с внешним миром — взаимосвязи субъектов и объектов (несводимые к соотношениям S—R), т. е. прежде всего действия, а не одни лишь реакции и рефлексы. Эти существенные различия между раздражителями (соотносительно с реакциями) и объектами (соотносительно с действиями) особенно значимы для изучения деятельности.
Именно действие (изначально практическое) и составляет «единицу», главный компонент деятельности. Российскими психологами выявлены и изучены различные типы действий:практические, перцептивные, мнемические, умственные и т. д. Последние во многом сходны с теми интеллектуальными операциями, которые глубоко исследованы поздним Пиаже и его школой.
Наряду с действиями очень важными компонентами деятельности являются мотивы, цели, способы осуществления действий (операции) и т. д. Главное здесь — потребности, побуждения, мотивы, эмоции, чувства и т. д., т. е. движущие силы всей жизни людей.
Деятельность — в единстве своих компонентов — означает неразрывную связь человека с внешним миром. Именно в ходе деятельности субъект практически, материально, а затем только мысленно, теоретически, идеально преобразует действительность и потому все глубже ее познает, переживает и т. д. (этим люди принципиально отличаются от животных). Тем самым содержание внешнего мира —в меру активности человека—постепенно и все становится содержанием мыслей, чувств, познания, науки и т. д.
Благодаря деятельностной парадигме психическое отражение людьми внешнего мира трактуется именно как деятельность субъекта, т. е. как высший уровень активности (изначально практической).
Отражаемый психикой внешний мир — это прежде всего природа и общество, люди и вещи. Поэтому деятельность, т. е. взаимодействие субъекта с объектом, людей с вещами, никак не исчерпывает всей активности человека, всего взаимодействия людей с объективной действительностью. А потому основоположник деятельностного подхода в психологии Рубинштейн помимо деятельности выделял и изучал еще и другие виды и уровни активности людей: поведение (не в бихевиористском смысле), созерцание (например, эстетическое) и т. д.
Поведение. Когда в ходе деятельности, т. е. взаимодействия субъекта с объектом (с вещью, с предметом и т.д.), на передний план выступают отношения между людьми, а не отношение между вещами, то в мотивации человека центр тяжести переносится из сферы вещной в план межличностных отношений, осуществляющихся при посредстве предметных действий, неотрывных от них, но и несводимых к ним. Тогда деятельность выступает в новом качестве. Она становится поведением в том особом смысле, который имеет это слово, когда по-русски говорят о поведении человека. «Единицей» поведения становится поступок (подобно тому, как «единицей» деятельности является действие).
Общение. Особенно решительно против такого редукционизма выступили Б.Ф. Ломов и его ближайшие ученики и последователи, возражая против того, чтобы считать общение одним из видов деятельности или ее стороной. С точки зрения Ломова, в жизни людей существенна не только деятельность (т. е. субъект-объектные взаимодействия), но и общение (т. е. субъект-субъектные взаимодействия). Здесь под субъектом понимается только человеческий индивид. По инициативе и под руководством Ломова были развернуты многочисленные теоретические, экспериментальные и прикладные исследования общения (прежде всего непосредственного («лицом к лицу»), но также и опосредствованного новейшими коммуникативными технологиями [18, 19]. Показано, что именно в условиях общения деятельность существенно меняется, становясь совместной.
Эти и многие другие изменения психических процессов в условиях общения помогают раскрывать важнейшие функции общения — такие, как организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.
Выдвинутый и разработанный Б.Ф. Ломовым методологический принцип общения — наряду с деятельностным подходом — существенно определяют исследовательские стратегии в психологической науке. В свете этого принципа становится более значимым вышеупомянутый знаковый, речевой подход Выготского и его учеников. Поскольку речь есть важнейшее средство общения, то ясно, что она играет весьма существенную роль в психическом развитии людей. Однако если начальные наглядно-действенные предпосылки освоения речи недостаточно учитываются, то возникает нежелательная возможность рассматривать ее в качестве самодовлеющего, самодостаточного и потому главного фактора (демиурга) психического развития ребенка, вообще человека. И тогда речь субъекта может подменить его самого. Например, особенно часто это происходит тогда, когда мышление понимается как функция речи. Так, согласно широко распространенной точке зрения, закрепленной даже в «Психологическом словаре» [28 , с. 335], речь выполняет не одну, а две функции — коммуникативную (что бесспорно) и мыслительную (что едва ли соответствует действительности).
Данная точка зрения идет от крупных и очень разных психологов, например К. Бюлера, Л.С. Выготского, отчасти Ж. Лакана и др., по мнению которых речь думает за человека. По Ломову общение не есть деятельность [18]. Субъект всегда осуществляет деятельность в направлении определенной цели — относительно независимой, самостоятельной. Уже по этому главному критерию речь не может стать деятельностью, поскольку не имеет цели и потому входит в состав более широкой, относительно самостоятельной, целенаправленной активности — в состав прежде всего общения. Она не есть общение, она — лишь его средство, хотя и важнейшее. Перефразируя старую шутку, можно даже сказать, что если бы речь была деятельностью, то самыми богатыми людьми стали бы болтуны.